Замечания открытого правительства по BIM: что не учёл Минстрой

Замечания открытого правительства по BIM: что не учёл Минстрой

В документе от 3 августа 2017 года №ЭС-267-08-17 подготовленном по результатам очного заседания Рабочей группы по вопросу целесообразности корректировки «Плана мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах "жизненного цикла" объекта капитального строительства» (далее – План) по запросу Минстроя России №23007-ХМ/08 от 29.07.2017. 

 

Какие существенные замечания вызвала «дорожная карта» у Рабочей группы?

 

Как отмечается в документе, ранее Рабочая группа по вопросу внедрения технологий информационного моделирования направляла экспертное заключение по проекту Плана, однако, Минстрой замечания практически не учел за исключением за исключением замечания, касающегося разработки не одного, а множества стандартов в области информационного моделирования. Более существенные замечания, касающиеся необходимости поэтапного перехода на технологии информационного моделирования при исполнении госзаказа, формировании образовательных стандартов, а также по общей структуре всего документа, учтены не были. 

По второму смежному вопросу, касающемуся внедрения оценки экономической эффективности обоснования инвестиций, Рабочая группа также высказала ряд существенных замечаний. Обоснование экономической эффективности на основе формирования государственных нормативных расценок при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, предложенное Минстроем,  по мнению Рабочей группы, может привести к избыточному государственному регулированию и может существенно ухудшить положение государственного заказчика.

Расскажите более подробно про данные вопросы.

 

Какова Ваша позиция?

 

Согласно Плану, предполагается разработка проекта федерального закона, направленного на расширение предмета обоснования экономической эффективности инвестиций. За основу будет взята оценка на основе формирования государственных нормативов расценок при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства. Напомню, что в  целях  осуществления  мониторинга  цен строительных ресурсов в соответствии с Приказом Минстроя России разработан классификатор строительных ресурсов, одной из задач которого является классификация и кодирование строительных ресурсов. В п. 1 Плана мероприятий предусмотрено «создание федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве, эксплуатации и сносе указанных объектов капитального строительства».  Но эксперты полагают, что двигаться по пути уровня цен на отдельные материалы и работы неправильно, поскольку круг материалов, товаров и услуг будет очень широким, а базы цен в регионах необходимо будет создавать отдельно. Опасения экспертов вызваны большим объемом предстоящей работы, что неизбежно поведет к расходу бюджетов всех уровней. Вопросы своевременного обновления баз нормативов цен могут быть сопряжены с коррупционной составляющей. Здесь нужно четко продумать и обеспечить механизм обновления баз. 

Острую дискуссию в кругах экспертов вызывает и сам механизм ценообразования. В условиях установления нормативной цены его нельзя назвать рыночным, он может негативно сказаться на развитии конкуренции и ограничит предпринимательскую инициативу. Другое дело, если применять нормативы в рекомендательном, а не обязательном порядке и то лишь в отношении объектов, реализуемых за счет государственного бюджета, когда, к примеру, отсутствуют альтернативные механизмы регулирования экономической эффективности инвестиций.

Что касается вопроса внедрения технологий информационного моделирования, то мы не однократно обсуждали его на проекте bimlib.ru. Мы говорили о необходимости поэтапного перехода на технологии информационного моделирования.

К сожалению, нужно констатировать тот факт, что строительная отрасль не готова к массовому переходу и внедрению BIM, нужен четкий последовательный план. У нас в стране существует национальная технологическая инициатива - это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. Тем не менее, в «дорожной карте» явно не указано, что запланированные мероприятия в полной мере отвечают целям и задачам национальной технологической инициативы. 

Вызывает вопрос и отсутствие в Плане мероприятий, направленных на актуализацию образовательных стандартов и подготовку кадрового потенциала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для внедрения технологий информационного моделирования в проектировании и строительстве является крайне важной задачей. Для успешного управления проектом на протяжении всего его жизненного цикла специалист должен обладать определенными компетенциями. От BIM-менеджера требуется понимание логики BIM-программы, сути технологии и процесса проектирования. Мы считаем, что вопросы подготовки и переподготовки кадров должны быть отражены в Плане. 

Возвращаясь к обнародованному документу, стоит также сказать об экспертном мнении на счет сферы применения технологий информационного моделирования, которая сейчас в Плане сужена до стадии обоснования инвестиций. В данном случае это не дает возможности применения технологий информационного моделирования на более поздних стадиях жизненного цикла объекта.

 

Резюмируя вышеизложенное, стоит сказать, что, по-видимому, это еще не окончательная версия Плана. Вероятно, альтернативный проект Плана будет подготовлен Рабочей группой и направлен в Минстрой России. Думаю, что «дорожную карту» еще ждет корректировка с учетом всех экспертных мнений строительного сообщества. 

 

Это была рубрика "Интервью с экспертом".

Сегодня на наши вопросы отвечал:

Усов Илья Николаевич,

Руководитель проекта BIMLIB





Комментарии


Будьте первым, кто оставит комментарий к данной статье

Чтобы оставить комментарий вы должны зарегистрироваться




Интересное